Таким конечным пунктом коммуникативной деятельности

Формирование личности ребенка в общении - М.И. Лисина

Но сказанное еще не раскрывает природу
потребности ребенка в общении со сверстниками, оно только
позволяет отделить те случаи, когда у него та­кая потребность имеется, от всех
остальных, когда ее нет. Как же подойти к выяснению самой сущности
рассматриваемой потребности? Мы полагаем, что и в этом пункте можно
воспользоваться логикой рассуждения «от продукта», которую применили ранее к
анализу потребности ребенка в общении со взрослыми (М. И. Лисина, 1974а, б).
Согласно этой логике потребность, побуждающую к деятельности, следует
индентифицировать на основе конечного результата, с достижением которого
деятельность завершается и прекращается. Таким конечным пунктом коммуникативной
деятельности объективно является построение аффективно-когнитивного образа
другого человека, партнера по общению, и самого себя. Отсюда следует, что и
основное побужде­ние к коммуникации рождается из стремления ребенка к
самопознанию и самооценке через партнера по общению и с его помощью, и это в
одинаковой степени относится к обеим сферам коммуникации детей. Особенность же
сферы общения со сверстниками по сравнению со сферой общения со взрослы­ми
состоит, с этой точки зрения, в том, очевидно, как
достигается самопознание и самооценка в каждом из обоих случаев и какие
возможности открыва­ются для этого ребенку в той и в другой
сфере.

Самопознание и самооценка как продукт
общения со взрослыми и со сверстниками. И здесь мы
переходим от первого из трех пунктов, характери­зующих, по нашему мнению,
подход отечественной психологии к проблеме общения детей со сверстниками (о
деятельностной природе этой сферы обще­ния), - к третьему пункту, касающемуся
конечного продукта коммуникативной деятельности.


Источник: http://leylamother.com/books/mi-lisina/takim-konechnym-punktom-.html