Социальная среда подростков предвыпускного возраста Парыгина Евгения Александровна

Диссертация - 15у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 6 у.е., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Парыгина Евгения Александровна. Социальная среда подростков предвыпускного возраста : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Хабаровск, 2004 185 c. РГБ ОД, 61:05-22/143

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ с.3-14.

ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ с.15-87.

1.1. Социализация подростков предвыпускного возраста с.15-30.

1.2. Дифференциация социальной среды подростка с.30-49.

1.3. Агенты социализации: изменение традиционных составляющих с.49-87.

ГЛАВА 2 СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ с.88-159.

2.1. Проблемы социальной дезадаптации подростков с.88-109.

2.2. Активные стратегии адаптационного поведения подростков с. 109-132.

2.3. Молодежная политика на региональном уровне с.132-146.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.147-151.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ с.152-166.

ПРИЛОЖЕНИЯ с.167.

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Одной из проблем сегодняшней России, переживающий период социальных трансформаций, является воспроизводство обществом своей социальной структуры в новых поколениях. Традиционные модели социализации базировались на предельно четких критериях, которые общество предъявляло взрослеющему индивиду, на системе вознаграждений (материальных и статусных), которые оно гарантировало за соблюдение правил и порядка социализации. Сегодня общество оказывается не только не в состоянии осуществить вознаграждение, но и достаточно внятно сформулировать: какой именно социальный агент будет им востребован. В этих условиях процесс вхождения в социальную структуру взрослеющего человека данного и заданного превращается в сложнейшую теоретическую и жизненно % практическую проблему.

Перемены в экономических и политических отношениях, потрясшие всю систему социальных ожиданий, породили в обществе состояние не определенности, подчас растерянности и фрустрации со всеми ее последствиями - депрессией, пассивностью, агрессивностью. В этих условиях приобретает особую важность и сложность проблемы социализации вступающего в жизнь поколения. На что же может опереться молодежь в ji поисках своего самоопределения и утверждения себя в мире провозглашенных безграничных свобод и возможностей, с какой системой ценностей себя идентифицировать? Ценности и нормы, запечатленные в сознании подрастающего поколения выявленные в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью меняются, изменчиво и отношение к ним и со стороны молодых людей.

Рыночные отношения расширили возможности личности, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиции, и дали простор широкому # спектру идей и ценностных ориентации, обеспечив свободу их выбора. Однако сих пор это еще не стало определяющим фактором в сознания подростков, т.к. большая их часть, по-прежнему, традиционно иждивенцы и основным источником их существования являются доходы родителей. Родители зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих детей. Именно на этой почве и возникают межпоколенные противоречия.

Между тем, в жизни подростки все чаще сталкиваются с нестабильностью, материальными проблемами, преступностью, равнодушием и жестокостью. Как следствие, молодежь во многом утратила "болевой порог" в восприятии темных и жестоких сторон жизни, а потому несколько отстраненно относятся к ним. Возлагают возможности в основном на себя или на друзей, молодые люди не надеются на государство. И даже в самые трудные моменты подростки не склонны доверять правоохранительным органам. Молодежь Ф трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. Может быть, поэтому современное подрастающее поколение замкнулось в собственном мире. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, в которых могут выстоять и добиться успеха. Отсюда явно потребительское отношение к основополагающим ценностям общества.

0, Таким образом, за последние годы в результате непродуманной молодежной государства политики произошло отторжение подрастающего поколения от тех культурно - исторических ценностей, которыми жил и благодаря которому еще живет наш народ.

Воспитание подрастающего поколения невозможно без социализации, как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становиться личностью, и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, способность общаться и взаимодействовать с ними в ходе решения тех или иных задач.

Социализация - это двух сторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. В центре социализации стоит человек как личность. Процессы усвоения, а затем воспроизведения не всегда протекают гладко и бесконфликтно, как не просто сочетаются и сами "институты" социализации. Человек как личность пребывает в нескольких социальных средах - макро-, мезо - и микро среде.1

Все они не действуют в одном ряду и по порядку, их взаимодействие сложно, много системно и не всегда гармонично. Макро средой считаю: космос, планету, страну, природные и географические условия. Также экономические: социальные, идеологические "институты". К мезо среде относятся регионы, города, села, в которых сложились своеобразные экологические условия, экономика, политика, промышленность. Микро среда это семья, школа институт, работа, ближайшее окружение человека. А также его друзья, родители, соседи, школьные учителя. Все эти "среды" тесно взаимосвязаны, активно влияют на личность.

Особое внимание следует уделять процессу формирования личности подростка «предвыпускного» возраста. Это период 14-16 лет, когда подросток, продолжая оставаться ребенком в глазах взрослых и являющийся объектом ф активной воспитательного воздействия с их стороны, начинает осознавать себе самостоятельной личностью, стоящей на пороге «взрослого мира» и вырабатывает для себя наиболее приемлемые стратегии адаптационного поведения.

Этот процесс не должен проходить бесконтрольно и требует тщательного научного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы, связанные с процессом социальной адаптацией подростков неоднократно рассматривались как в отечественных, так и в зарубежных источниках. Научные труды, посвященные этой теме условно можно разделить на несколько групп:

Во-первых, это труды теоретико-методологического характера, которые обосновывают и раскрывают изменения социальной среды подростков через • стратегии адаптационного поведения.

Изучение данного вопроса непосредственно связанно с анализом сущностью процесса социализации. Не менее значимо это отражено в таких отечественных трудах: В.А. Ядова, А.И. Ковалевой, С.А Бадмаева,С.АЛевкова, Е.П. Авдуевского (Белинского), С.А Баклушенского.1

Проблемами социализации подростков занимались также зарубежные ученые Н. Смелзер, П Бергер, Т. Лукман, Ч. X Кули.2

# Как показала история, наиболее известными исследователями особенностей подросткового возраста до сих пор остаются такие классики отечественной психологии как: Л.С. Выгодский, Б.Д. Эльконин, Л.И.Божович.

Значительные работы таких известных ученых, как А.П.Краковского, В.А.Крутецкого, А.И.Кочетова. Современных психологов Д.И.Фельдштейна, Т.В.Драгунова, Л.Ф.Обухова, Г.А.Цукерман, С.А.Беличевой.3

Ядов В.А. Социальные и социально-педагогические механизмы формирование социальной идентичности личности. // Мир России.1995. Том 4., № 3-4. С. 158-182; Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. //Социологические исследования. 2003г.№ 1. - 109с, 112с Левков С.А. Стратегии социализации в период социальной трансформаций. - Хабаровск. 2001. - 130с; Авдуевская (Белинская) Е.П., 2 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. английского языка. М., 1995. -244с;

Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно- содержательные характеристики процесса развития личности. - М., 1999. - 670с.

В зарубежной психологии к изучению подросткового возраста обращались психологи - З.Фрейд, Ж.Пиаже, Э.Эриксон, А.Фрейд, X. Ремшлидт, Е. Шпрангер, С.Холл.х Анализам социально-психологического развития подросткового возраста молодежи: посветили свои труды Г.С.Абрамова, Грейс Крайг, А.И. Ковалева, Т.А. Гудко, Л.В.Ясная, B.C. Магун, И.И.Шурыгина, Т.В. Драгунова.2

Основы современного понимания проблемы межличностных отношений в молодежной социальной среде отражены в работах: В.Н.Куницына, Н.В Казарина, В.М. Погольша, Н.И. Ляхова, Кона И.С, Л.С.Выгодского, С.А. Баклушенского.3

Во вторую группу входят научно-практические труды ученых, которые занимались проблемой социальной адаптации и дезадаптации подростков Анализы трудов были отражены в работах: И.А.Суртаева, Лукова В.А, Ж.Ф. Лиотар, Ю.Г.Волкова, Е.С.Балабанова, М.А. Шабанова Л.А Гордона, М. Раттер, И.Д. Фрумина, Б.Н.Алмазова, Т. Д. Молодцовой, А.С. Макаренко, В.А.

1 Эриксон Э.Г. Детство и общество / Пер и науч. ред. А.А. Алексеев. - СПб., 2000. - 452с.

Ковалева А.И. Социализированные траектории современной российской молодежи // Молодежь и общество на рубеже веков: Международная научно - практическая. Конференция, 20-21 октября 1998 г.: Секция "Бедующее России и молодежь: в новой концепции молодежной политики". Ч. 1. М., 1998. С.125-128; Ясная Л.В., Магун B.C. Родительская семья и ее влияние на жизненные притязания, и жизненные стратегии юношей и девушек // Революционные притязания и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985-1995годы. /Под редакцией Магуна B.C. М., 1998. - 452с;

Куницына В.Н., Казарина Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2001. - 544с; Ляхов Н.И. Числовые квоты неформальных групп // 2 международный коллоквиум по социальной психологии. Тбилиси. 1970. - 151с; Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. -67с; Кон И.С. Дружба (историко-психологический этюд) // Новый мир. 1973. №7;

Сухомлинского, Э.Эриксон. Проблемы неблагополучия подростковых семей исследуется в работах И.И. Буянова, В.Г. Степанова, Ж.Раттера, Л.С. Алексеева, А.С. Алемаскина, М.М. Райской, Г.В. Грибанова, К.С.Лебединской, К. Бютнера, А.И.Кочеткова, И.А. Невского и многих других.2

Вопросы адаптации молодежи к экономическим условиям неразрывно связаны с решением задач подготовки молодежи к жизни в трансформирующемся социуме (обществе). Именно этими учеными (Н. Смелзером, В.Э Франклом, Ю.В Меркурьевым, К Ясперсом) были предложены способы решения проблемных задач адаптации подростков в обществе.

Социальные стратегии адаптационного поведения подростков, отражаются в работах зарубежных ученых: (Стивенсон С.А.) и отечественных: (Б. Л. Глебовна, Л.Г. Борисова, Т.И. Заславская, О.Н Яницкий, В.И. Чупрова, Зубок Ю.А, Е.Н. Морозова, Бреева Е.Б. Васильева Н.В., Щеглова, И.И.Шурыгина).

Осмысление личной и общественной жизни молодежи, участие молодежи и ее роли в жизни общества, воспитании и образовании, становлении личности рассматривались в работах А. Августина, Ж. - Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других философов. Такая исследовательская методология доминировала в философской науке еще до середины XIX века.

Российская система образования является не реформируемой, так как % ориентируется только на передачу знаний. Отсюда возникает проблема воспитания и образования подрастающего поколения. Эта проблема нашла свое отражение, как в зарубежных, так и отечественных работах. Такие авторы как (СИ. Григорьев, К.А Абульханова - Славская, Е.П. Авдуевская (Белинская), С.А Баклушенский, Л.Н.Куликова, В.К. Тарасов, В.Н.Макаревич)) предлагают новые методики подготовки специалистов.1

Социальное обучение молодежи оптимальным условиям, принципам, Ш технологиям представлены в работах. А.С.Чернышева, Ю.А. Лунева, которое взято за основы комитетом по молодежной политике на региональном и муниципальном уровне.2

Игровые технологии давно и прочно вошли в практику образования XX -XXI веков. В России их крайне успешно применяли последователи Г. П. Щедровицких, В. Тарасова, некоторые другие школы.

Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., Наука. 1980. -335с; Абульханова - Славская К.А. Субъект - символ российского самосознания. // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. - С. 10-27; Баклушенский С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М., 1993. - 258с; Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности // ХГПУ. - Хабаровск, 1997. - 315с; Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии // Социс: Социологические исследования. - 1993. № 7-8. - 45с.

Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии. Курс. Изд-во КГПУ, 1999. - 134с.

Предложенная модель "молодежных элит", выполняющих роль агентов влияния на молодежную среду изнутри, как управляемая самоорганизация в процессе социализации отражена в работе М. Мак-Люэна. Однако период социальных трансформаций вносит в этот процесс свои коррективы. Изменяется общество (социум), социальная среда, социализирующие институты, адаптационные процессы подростающей молодежи. Поэтому наш анализ базируется не только на работах, касающейся темы социальной адаптации подростков в трансформитующемся социуме, но и на более широких исследованиях современной социальной структуры.

Без ведения широкого социального контекста управление социальными процессами по отношению к молодежи, в том числе, возрастной когорте 14-16 лет будут оставаться желать лучшего.

Не случайно, многолетний мониторинг ведущих исследовательских fc центров проблем молодежи остается на уровне констатации некоторого самоочевидного положения дел.

Объект диссертационного исследования являются подростки 14-16 лет (предвыпускного возраста) проживающие в г. Хабаровске.

Предметом анализа являются различные формы социального поведения подростков, как способы социальной адаптации к меняющимся условиям социальной среды. Целью диссертационного исследования является анализ изменений социальной среды подростка, детерминируемых трансформационными процессами в современном обществе, и их влияния на адаптационное поведение поколения «предвыпускного» возраста.

Для реализации заявленной цели предполагается решение следующих задач:

- рассмотреть особенности процесса социализация в подростковом возрасте;

- выделить и обосновать факторы дифференциация социальной среды; подростка, определяющих различие значимости агентов социализации;

- провести анализ изменений в традиционных составляющих агентов социализации в подростковом возрасте;

- исследовать проблемы социальной адаптации и дезадаптации подростков;

- разобрать основные факторы определяющие социальную дезадаптацию в подростковом возрасте;

классифицировать и провести анализ стратегий адаптивного поведения подростков в условиях трансформирующегося социума; - охарактеризовать основные задачи и направления социальная работа с молодежью, направленной на повышение адаптационных возможностей подростков.

Целью и задачами исследования определена методология, применяемая в работе, в основу которой положены общенаучные принципы познания. В процессе достижения поставленной цели использовались традиционные для социологии методы исследования.

Эмпирическую базу исследования составляют:

1. Данные, полученные в ходе проведенных автором социологического исследования: стратегий адаптационного поведения учащихся старших классов средних школ г. Хабаровска. N=640. Исследования проводилось методом анкетного опроса по репрезентативной выборке.

2. Вторичный анализ материалов опубликован в статистических сборниках и периодических изданиях таких как: «Социологические исследования», «Общественные науки и современность», "Социально-политический журнал", "Мир психологии и психология в мире", "Социологический журнал", "Вопросы психологии", "Вестник московского университета", "Литературная газета", "Мир России".

Новизна исследования состоит в том, что:

- обоснована дифференциация социальной среды подростков на основании факторов, определяющих различия агентов социализация;

- выделено различие «мира взрослых» и «мира детей» в социальной среде подростка, обусловленного существованием институционального неравенства и № равенства в социальных отношениях;

- проведен анализ изменений традиционных составляющих агентов социализации подростков предвыпускного возроста;

- выделена и обоснована тенденция «меркантилизации сознания» подростков, определяющая новые стратегии адаптационного поведения.

На защиту выносятся следующие положения: 1) Основными особенностями социализации российской молодежи является % трансформация основных институтов социализации, деформация ценностно нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля. Дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека ведет к изменению традиционных составляющих социализации. Ф 2) Социальная среда подростка, в которой проходит основные процессы формирования ценностно-нормативных составляющих личности, не однородна по своей сущности и может быть дифференцирована по ряду оснований. Одним из основных факторов деления - существования институциональных неравенства и равенства в отношениях подростка с окружающими, которое позволяет различать «мир взрослых « и «мир детей»

3) Перемены, прошедшие в российском обществе в последние десятилетие, привели к изменению степени и форм влияния традиционных агентов 41 социализации. Наблюдается снижение значимости и социального влияния первичных агентов социализации из «мира взрослых», теряющих доверие и являющихся «неуспешными» в глазах подрастающего поколения. Одновременно, отмечается возрастание роли в процессе формирования личности вторичных агентов социализации, «успешных» с точки зрения подростка, вне зависимости от способов достижения этого успеха.

4) В условиях социальной трансформации общества в процессах социальной адаптации происходят существенные изменения в ее механизмах, в способах и средствах приспособления адаптирующихся в условиях жизни. В кризисных условиях распространены негативные, регрессивные формы адаптации, которые представляют собой разновидности социальной дезадаптации. Они имеют место там, где индивиды входят в общности, цели которых не соответствуют ни потребностям развития общества, ни интересам развития самой личности подростка;

5) Одним из проявлений изменений в социальной адаптации подростков можно считать «меркантилизацию сознания», которая проявляется, прежде всего, в выборе стратегий адаптационного поведения, направленного на удовлетворения личных потребностей. Одной из таких стратегий является ориентация на приобретения самостоятельного источника дохода, при этом законность источника не является определяющим фактором;

6) Основной целью реализации программ государственной молодежной политики, реализуемой социальными службами и организациями, является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи как основного условия социальной адаптации подростков в изменяющемся обществе.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений о формах и механизмах социализации, а также в разработке теоретической модели осуществления целенаправленного воздействия на формирование базовых социальных стратегий подростков старшеклассников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные могут быть использованы в разработки социальных программ работы с молодежью, направленной на повышение их адаптационных возможностей, для социальных служб и организаций на региональном и муниципальном уровне.

Апробация. По материалам диссертационного исследования были сделаны доклады на научно-практических конференциях: "Молодежь в XXI веке: проблемы социальной защиты" (Хабаровск, 2002г.) и на пятом краевом конкурсе - конференции молодых ученых и аспирантов (Хабаровск, 2003г.). Основные результаты исследования представлены в 5 опубликованных работах. Диссертация была заслушана и обсуждена на заседании кафедры социологии, социальной работы и трудового права Хабаровского государственного технического университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из ведения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, состоящего из 188 источников и приложений.


Источник: http://www.dslib.net/soc-struktura/socialnaja-sreda-podrostkov-predvypusknogo-vozrasta.html