• Первые детские каляки-маляки умиляют, приводят в восторг и родителей, и ближайших родственников. Однако очень скоро, насмотревшись вволю на творения ребенка, взрослые приходят к выводу: пора бы чадушке рисовать получше и почище. И приступают к процессу обучения. Но странное дело: вместо того чтобы обрадоваться и обучаться «правильному» рисунку, малыши упорно продолжают создавать свои хаотичные шедевры. Причем используют для этого любые подручные средства. Почему они так поступают? И как направить этот процесс в нужное русло?

    Шедевр из манной каши

    Первый свой рисовальный шедевр малыш способен создать, как только научится самостоятельно сидеть. Если, конечно, ему не помешают. Младенцы обожают шлепать ладошками, например, по поверхности своего столика. Оставьте на столешнице немного манной каши и — наблюдайте. Узрев перед собой манную кляксу, малыш заинтересуется, немедленно запустит туда свои ручки и начнет хлопать, размазывать и, естественно, пачкаться. Вам кажется, что кроха хулиганит? Он проводит исследовательскую работу доступными для него средствами. Хорошенько похлопав и помазав, малыш в конце концов заметит, что за его испачканными пальчиками тянутсякакие-тодорожки... Он снова пришлепнет ладошкой, снова проведет, и опять (!) получаются то ли дорожки, то ли пятна — в общем, следы. Для крохи это потрясающее открытие. Правда, он забудет о нем в пять минут, но проделанная работа не бесполезна. Когда малыш так «рисует», он учится целенаправленно следить глазами за движениями своей руки, благодаря чему налаживается зрительно-моторная координация. Подобный «рисунок» легко создавать и на листе бумаги. Можно купить специальные «съедобные» краски (гуашь) для детей. Хотя подойдет и кисель погуще. Положите перед малышом большой лист бумаги, окуните детские ладошки в краску и приложите к листу. Две-три попытки — и кроха создаст веселую картину из клякс и всевозможных линий. Вам остается лишь высушить детский шедевр и положить в альбом. Посмотрите на эти первые рисунки внимательнее. Вот таким, как на них, разрозненным и хаотичным, воспринимает младенец и окружающий мир. Ребенку еще предстоит разобраться, как устроен мир на самом деле и как устроен он сам. И все эти знания (о мире и о себе) привести в систему. По сути, в первые годы жизни — от 0 до 5 лет — ребенок проделывает грандиозную внутреннюю работу: создает собственную концепцию мироздания. И детские рисунки прекрасно отражают этапы этой невидимой духовной работы.

    Творим вволю

    Примерно в год кроха уже способен орудовать фломастером, карандашом, мелками. Поначалу предлагайте те, что потолще и покороче (так безопаснее), и не оставляйте с этими предметами без присмотра. Пусть рисует вволю. В этот же самый период ребенок деятельно осваивает пространство (комнаты, квартиру, улицы) и делает еще одно поразительное открытие. Оказывается, что оно, это самое пространство, можно не только исползать-исходить, но и пометить, то есть оставить в нем следы своего личного присутствия! И он с энтузиазмом начинает «помечать». Это взрослым кажется, что малыш просто пачкает обои и палас. На деле его первые каракули, которые он оставляет во всех доступных местах, — радостный крик, заявление: «Смотрите! Я есть! Я существую!» Для ребенка это очень важно: оставить свой след, подтвердить свое существование в мире. Как видите, запрещать «метить территорию» вредно (подорвете на корню детский энтузиазм), да и бесполезно. Гораздо проще направить творческую энергию в мирное русло. Расстелите старый коврик, прикрепите к стене кусок картона, дайте рулон старых обоев, листы бумаги, и малыш быстро поймет, что на них чертить удобнее. Поначалу ребенок просто размалевывает бумагу как попало, и его каракули легко убегают за край листа. Интересно, что в таком возрасте он запросто может забыть про край дивана или стула и, соответственно, упасть. А вот когда твердо усвоит, что такое край и чем он опасен, этот опыт отразится в его рисунках. Линии и каракули, добегая до края листа, изгибаются и возвращаются назад, внутрь(2—2,5 года).С самим же пространством листа малыш обращается весьма вольно: поворачивает во все стороны, не признавая ни верха, ни низа, и малюет там, где есть свободное место. Не мешайте, так и должно быть. Умение придет, а пока он еще не сориентировался в мире, не разложил свои представления по полочкам.

    Что бы это значило?

    В 2,5—3 годамалыш вдруг обнаруживает, что все эти черточки и кляксочки, появляющиесяиз-подего «пера»,что-тоозначают. Или могут означать. И тогда ребенок начинает«по-настоящему»рисовать окружающий мир. «Это киска», — говорит карапуз, замалевывая один край листа. «Это я кушаю». Правда, мама может не понять и, очевидно, захочет объяснить, что кошка выглядит...мм-м несколькоиначе. Такие комментарии лишь расстроят ребенка и собьют с толку. Малыша пока не волнует, похожа ли кошка на кошку, а стул на стул. Дети рисуют не предмет, а отношение к тому, что видят вокруг, свои впечатления, эмоции, чувства. Трехлетний Коля делает пару загогулин, а потом пририсовывает к ним пять кружочков и заявляет: «Это машина с рулями». Он изобразил то, что считает в авто самым главным. Не сразу, а постепенно ребенок научится замечать и выделять важные признаки вещей, предметов, персонажей. (У птицы есть крылья, у человека — ноги, а у рыбы — плавники.) Тогда и рисунки становятся точнее и разнообразнее. По ним можно «прочитать» интересы ребенка и даже его настроение. Детский рисунок — тот же рассказ, но изобразительными средствами. Малыши, внутренний мир которых уравновешен, гармоничен, обычно выбирают яркие, веселые цвета, рисуют крупно, заполняют каляками-маляками все пространство вдоль и поперек. Не исправляйте детский рисунок, не гасите полет воображения. Лучше присядьте рядом и нарисуйте, ну, например, контур цыпленка, а потом предложите малышу подрисовать глазки, хвостик и т. п. Он уже сумеет «повесить» шарики на елочку, раскрасить домик. Если ребенок1,5—2 летпросто исчеркивал весь рисунок, то теперь в состоянии раскрашивать его, почти не выходя за контуры предмета, дорисовывать детали. Берите цветные мелки и делайте картины на асфальте — весело и красиво. А уж краски — отдельная песня! Легкая кисточка, яркие цвета, которые можно смешивать и получать другие, вода, которая тоже становится цветной! Простор для вашего совместного творчества. Купите или вырежьте из толстого картона разные фигурки, и пусть кроха учится обводить их, а потом раскрашивать. Только не переусердствуйте. Для малышей достаточно10—20 минут.После 3 лет у детей активно развивается образное мышление, кроха учится обобщать и мыслить символически. И рисовальные эксперименты ему полезны. Особенно если кроха рисует и комментирует рисунок, а вы не перебиваете и лишь задаете наводящие вопросы.

    С доверием к миру

    Давно замечено, что рисование стимулирует развитие речи и мыслительной деятельности, особенно тогда, когда связано с положительными эмоциями. Мир младенца состоял из разрозненных кусочков. Теперь пестрая мозаика сложилась в целостную картину.К 4—5 годамэто видно по детским рисункам. Говоря научным языком, ребенок создает пространственную схему и с ее помощью строит модель обитаемого мира. На рисунке появляются Небо и Земля.Да-да,именно с большой буквы. Потому что лист бумаги для ребенка — некий символ, пространство мира. Дети рисуют Небо и Землю не только полосками по верху и низу листа, но часто изображают символически: внизу трава — вверху облака, внизу дорога — вверху самолеты или птицы. И в этом пространстве, между Небом и Землей, происходит действие жизни. Здесь живут герои его рисунков. Малыш обычно располагает их в ряд, никто никого не заслоняет, все повернуты к нам лицом. Мир устойчив, все в нем правильно и надежно — примерно так можно расшифровать смысл сей композиции. Если эти части (Небо — середина мира — Земля) упорно отсутствуют, значит,что-тов душевном мире ребенка не так или же старательные взрослые, заставляя малыша рисовать «правильно», навязывают недетскую точку зрения. Примерно в этот же период у ребенка формируется представление о своем теле, его частях и пропорциях. И тогда головоног превращается в человечка с головой (глазами, ртом, ушами, прической), шеей, туловищем, руками-ногами, а потом — и с пальцами; он уже одет и даже разукрашен бантиками. Годам к пяти юный художник начинает рисовать людей и животных в профиль. Так кроха передает идею движения. И еще более сложную для маленького ребенка идею времени — понятие прошлого и будущего. Рисунки становятсяпо-настоящемусюжетные, в них больше деталей и разных героев. Причем самые любимые и значимые, как правило, ближе к центру. А если малыш рисует себя, то рядом размещает тех, кому доверяет. Крохе, в сущности, все равно, что, где и на чем рисовать. Он наслаждается самим процессом сотворения. Не мешайте ему! Вспомните: ребенок пришел в мир, который для него — неизвестное место. Малышу надо узнать и понять, как тут все устроено, как устроен он сам. Каждый день он делает открытия, и чем их больше — тем интенсивнее развивается маленький человечек.

    Ликбез для любящих родителей

    — Для юного художника не должно быть слишком много запретов, а если вводите таковые, то обоснуйте каждый. Не ограничивайте пространство для творчества. Не настаивайте, чтобы кроха рисовал за столом. Стоя, лежа, вприсядку — дети прекрасно чувствуют, какая поза в данный момент полезна телу. — Храните в доступном месте карандаши, мелки, фломастеры, краски. Приготовьте отдельные листы бумаги разного размера. От нежелательных следов творческого процесса в виде пятен на паласе спасает линолеум или старая карта. — Используйте простые обои, оставшиеся после ремонта. Раскрутите рулон частично. То, что окажется зарисованным, легко отрезать — и никакого мусора! — Вы избавите себя от многих проблем, если разрешите малышу рисовать там, где это делать не принято. В местечке, которое облюбовало юное дарование, повесьте на стену большой лист или прикрепите дорожку из обоев. — Хорошая идея — сделать доску по типу школьной, только меньшего размера. — Старый чемодан в роли холста — тоже находка. На крышке можно чертить мелом, а внутри хранить игрушки или рисовальные принадлежности. — Раскатываете тесто? Пусть кроха порисует на нем палочкой или пальчиком! Ребенок готов заниматься любимым делом на песке, стене родного дома или асфальте. А мир, украшенный детскими рисункам, становится веселее и лучше.


  • Источник: http://www.moy-rebenok.ru/dlyamami/stati/sled-v-iskusstve