В такой ситуации важна особая чуткость со стороны педагога и оперативная психологическая поддержка, настрой на успешное выполнение следующих заданий. Важно учить детей адекватной реакции на появляющиеся проблемы и умению их успешно преодолевать. Здесь уместно вспомнить слова Э.В. Ильенкова: "Отношение к противоречиям является точным критерием культуры ума. Даже, собственно говоря, показателем его наличия". В заключение хочется выразить надежду, что наш опыт будет интересен учителям начальной школы, даст им толчок для собственного творчества и новых экспериментов, а также специалистам, которые занимаются проблемами начального школьного образования, его направленности на развитие детей. Сказочно-игровой характер материала позволит использовать его не только для проведения уроков и кружков в школе, но и может послужить хорошей основой для семейных занятий. Список литературы Айзенк Г. Проверьте свои способности. М.: Мир, 1972. Давыдов В.В. К проблеме построения концепции начального образования // В поисках нового содержания образования: Сб. науч. тр. Красноярск, 1993. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Педагогика, 1990. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Генезис числа у ребенка. М., 1969.

Материалы апробировались в 3 классах гимназии 139 и лицея 74 г.Омска. Структура заданий напоминает тесты английского психолога Г. Айзенка , но характер и цель их использования в учебном процессе младших школьников иные. Отметим главные особенности нашего подхода: 1. Сказочно-игровой характер заданий. Испытания, которые предлагаются ребенку, должны отвечать его духу, быть интересными и увлекательными. Цикл разработанных занятий представляет собой путешествие по Волшебной стране Тестании вместе с главным героем мальчиком Одуванчиком. На каждом занятии ребята знакомятся с новыми жителями Волшебной страны. Сначала они попадают в сказочный лес, потом их ждет поляна эльфов, станция роботов, город хоббитов, и, наконец, они посещают столицу Тестании, где живут самые мудрые жители Волшебной страны - гномы. 2. Последовательное усложнение характера выполнения заданий от занятия к занятию, при этом формулировка задач может оставаться прежней. Например, известно, что число в скобках получается из двух соседних с ним чисел по определенному правилу. Требуется из верхней строчки определить это правило и, используя его, установить неизвестное число в нижней строчке. На первом занятии предлагались следующие числовые тройки: 16 (27) 43 29 (.) 152, а на третьем занятии они выглядели так: 12 (7) 301 104 (.) 23. Несложно заметить, что в первом случае требуется лишь найти разность двух чисел и вписать ее в скобки. Попытки найти правило преобразования пары чисел в третье число часто основаны на арифметических действиях с исходными числами. Этот вполне стандартный подход и используют школьники. Особенность второго задания заключается в том, что следует производить действия не с числами, а с цифрами (1 2 3 0 1=7, следовательно, 1 0 4 2 3=10). Догадка рассмотреть цифры и оперировать с ними является ключевым шагом, прорывом к решению, она свидетельствует о нестандартном подходе к выполнению задания. Другой вариант усложнения заданий - увеличение количества признаков, характеризующих рассматриваемые объекты. Например, закономерность размещения предметов может быть основана только на цвете, а выполнение более сложного задания предполагает учитывать не только цвет, но и форму, размеры и т.п. 3. Активная роль учителя на этапе постановки задания. В начале каждого занятия ученикам выдаются листы с пронумерованными заданиями, формулировка задания дается в сокращенной форме, а также приводится рисунок, схема или чертеж, о которых идет речь. Учитель рассказывает о сказочных приключениях героев Волшебной страны и по ходу своего рассказа определяет задание для детей. После каждого задания делается пауза (1-3 мин) для его выполнения. Ученики могут задавать вопросы, уточняющие постановку задания, при этом ответы учителя не должны содержать разъяснений по процессу, способу выполнения. 4. Отсутствие жестко фиксированного времени выполнения заданий. В отличие от тестов Г. Айзенка, главная цель предлагаемых задач - не констатация определенного уровня мыслительных навыков, а развитие логического мышления, предоставление возможностей для поиска новых способов решения задач, детских открытий. 5. Активная роль ребенка в процессе выполнения заданий.


Источник: http://www.referat.wwww4.com/view-text-105456