Развитие ребенка начинается еще в период беременности матери. Все происходящее с ней влияет на малыша. После рождения ребенка мать также оказывает большое влияние на свое чадо, его поведение и предпочтения. Но когда ребенок немного взрослеет, ему не хватает общения только с матерью. Необходимо взаимодействие с другими детьми и взрослыми, развитие. Чаще всего родители отправляют ребенка в детский сад. Хотя основная причина того, что ребенок отправляется в садик - не понимание родителями нужности общения ребенка с другими детьми, а необходимость работать, чтобы прокормить семью. А дома ребенка оставить не с кем. Но в любом случае, обычно именно дошкольное учреждение продолжает воспитание малыша. И от того, как оно будет проходить, зависит очень много.

В дошкольном образовании последнее время прослеживаются две противоречивые тенденции. Часть родителей и педагогов считает, что необходимо форсировать развитие ребенка. Другие считают необходимым "выравнивание возможностей" перед школой. Обе эти идеи создают мифы о дошкольном образовании. Первый из них - что все дети могут и должны развиваться в одинаковом темпе и по показателям, которые соответствуют их паспортному возрасту, второй - что есть универсальные педагогические технологии, которые могут не только выровнять развитие всех детей, но и форсировать его. Но ни то, ни другое не является истиной, хотя часто дошкольное воспитание в детских садах построено именно на этом.

Для полноценного развития личности ребенка ему необходима развивающая предметная среда. Это понятие в отечественной педагогике появилось в 1988 году, и эксперименты в этой области продолжаются до сих пор. Целевая комплексная программа "Развивающая предметно-игровая среда Для детей дошкольного и младшего школьного возраста" была утверждена в 1991. Но вернемся к самому понятию. Чем должна быть насыщена такая среда? Во многом ответить на этот вопрос помогают дидактические материалы по педагогике М.Монтессори. Именно по ее методике работает наша группа с 1993 года.

Педагогическая система Монтессори существенно отличается от тех, которые обычно используются в учебном процессе. Традиционные средства обучения позволяют педагогам раскрыть детям лишь то, что взрослый или группа взрослых людей считает необходимым им передать, а автодидактические материалы М. Монтессори помогают маленькому ребенку "научиться всему, что необходимо для того, чтобы, следуя законам своего внутреннего развития, стать участником социума".

Педагогика Монтессори - это педагогика саморазвития. Ребенку дают возможность развиваться самостоятельно, помощь взрослого оказывается при необходимости. В основном эта помощь заключается в том, что взрослые организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. Создать развивающую среду самостоятельно ребенок не может, так как он еще маленький. Следовательно, основная задача педагогов , действующих по этой системе - организация развивающей предметно-игровой среды.

Что интересно, сама Мария Монтессори, учительница из Италии, работала в начале XX века. Она создала уникальную развивающую среду, в которой даже умственно отсталые дети без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Сейчас ее педагогическая система - одна из наиболее популярных во многих странах мира.

Методика Монтессори заключается в свободном, самостоятельном развитии ребенка. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Возможность свободной работы в пространстве группы дает детям возможность проявить самостоятельность. Дидактические материалы здесь отличаются от других тем, что с ними ребенок может работать сам. Впрочем, деление на группы и классы в педагогике Монтессори чисто условное - по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми старшего возраста, по другому - со своими сверстниками или с теми, кто младше его. И в этом нет ничего постыдного. Каждый идет своим путем и своими темпами. Младшие дети получают в лице старших товарищей в некотором роде наставников, пример для подражания. Польза для старших не меньше - они сами с удовольствием выступают в роли учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но и почувствовать ответственность за другого человека, что очень важно для дальнейшего формирования личности ребенка.

Почему же для ребенка так важна самостоятельность деятельности? Маленькие дети обучаются в основном через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши же познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. В отличие от взрослого, интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий. Именно это и обеспечивает развивающая среда в системе Монтессори. Вся среда состоит из множества предметов, с которыми ребенок может заниматься в автономном режиме, то есть без помощи взрослого. Ежеминутно ребенок стоит перед выбором - что ему делать, что очень полезно для будущей жизни. Все Монтессори-материалы должны отвечать следующим критериям:

Материал соответствует определенному сензитивному периоду развития ребенка;
- Структура и место нахождения материала соответствуют логике формирования того или иного понятия у ребенка;

- Чрезмерное разнообразие развивающих моментов в одном материале создает хаотическое движение мышления ребенка. Среди многих качеств предмета нужно изолировать одно-единственное;

Монтессори-материал должен быть эстетичным. Все входящие в него предметы одного, максимум трех цветов. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета;

- В дидактический материал входят не игрушки, а реальные предметы, встречающиеся в жизни или специально подобранные (например, геометрические фигуры);
- Материал легко подвергается санитарно-гигиенической обработке. Он безопасен, чист, укомплектован, удобен и легок в применении, привлекателен для ребенка;

- Монтессори-среда имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание.

- Весь материал абсолютно доступен для детей. Он расположен на открытых полках на уровне соответствующем росту ребенка, что обеспечивает ребенку свободу выбора;

- Расположением полок среда разделена на несколько зон. Разбивка на зоны (практической жизни, сенсорную, языковую, математическую) и последовательность предъявления материала ребенку имеет вполне определенное объяснение, связанное с особенностями психического развития малыша;
- На полочках находится только один комплект материала. Не только потому, что детям, одновременно захотевшим одного и того же, приходится договариваться, а значит, вступать в социальный контакт и получать опыт разрешения конфликтных ситуаций, но и потому что единичность материала позволяет сохранить его автодидактичность.

Некоторые обвиняют систему Монтессори в недостаточной активности монтессори-педагога . Да, ребенок здесь свободен. Он может ходить по группе от стола к столу, может забраться на диван, выйти в коридор или в соседнюю комнату, взять любой интересующий его предмет. Но эта свобода далека от анархии и беспорядка. Дети стремятся во всем разобраться сами и для этого нуждаются лишь в небольшой помощи взрослого. Монтессори-педагог наблюдает за развитием малышей и руководит им при необходимости. Дети, ходящие в Монтессори-сады, за счет всего этого более самостоятельны, чем их сверстники. Задачи раннего, ускоренного или интенсивного развития ребенка Монтессори-педагогика перед собой не ставит. Каждый ребенок живет в том темпе, который присущ только ему.

В центре внимания любой педагогической системы раннего образования детей должен быть ребенок. Но в Монтессори-системе, в отличии от традиционной педагогики, к ребенку относятся как к абсолютно уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира. Ребенка не подгоняют, не заставляют делать то, что в данный момент он не хочет. Его направляют и дают советы. Роль монтессори-педагога также является существенным отличием этой педагогической системы. Учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. Самостоятельность, считают психологи, залог счастливой жизни. Научить ребенка делать свой, самостоятельный выбор, помочь ему изучать мир самостоятельно - основная цель педагогики Монтессори. Девиз образования по Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".

Как уже говорилось, мы начали работать по системе Монтессори с 1993 года. Во время работы мы наблюдали и исследовали уровень актуального развития детей, занимающихся по этой методике, проводили диагностику. Диагностика развития ребенка основана на наблюдениях за поведением каждого воспитанника. Для этого используются дневниковые заметки, карты и шкалы наблюдения за поведением и развитием детей. Монтессори-педагогу важно выявить темп развития каждого ребенка, чтобы создавать условия для его продвижения на основе учета индивидуальных возможностей и потребностей. Это помогает ребенку выработать чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, что формирует позитивное отношение к учению, познанию окружающего мира, себя и других людей. Вместе с психологом мы проводим среди детей психологические обследования, изучаем уровень внимания, памяти, развитие мышления и восприятие, а также выясняем, насколько развито у детей воображение и абстрактное мышление. Эти два фактора очень важны для человечества, именно наличием воображения и абстрактного мышления мы отличаемся от животных. Часто основной причиной неуспеваемости в школе является недостаточно развитый уровень мышления. Наши исследования показали, что у детей, обучающихся по методике Монтессори, наблюдается повышение показателей основных познавательных процессов. Обучение происходит не за счет передачи опыта педагога , а опосредственно, через конкретную деятельность самого ребенка во время свободной работы с дидактическим материалом или учебное литературой. При обучении и воспитании задействован личный интерес ребенка, что положительно сказывается на результатах. Без личной заинтересованности достичь высоких результатов практически невозможно. Монтессори в своих работах отмечала, что концентрация внимания по внутреннему побуждению не утомительна для ребенка, в отличии от принудительное побуждение к концентрации внимания извне, со стороны педагога. И положила это суждение в основу своей методики. Свободная работа позволяет проявить творческий потенциал. Отличительной чертой детей нашей группы является быстрота и точность реакции, которые натренированы сенсорными занятиями.

Как показывает практика, дети, которые ходили в Монтессори-садики, в дальнейшем учатся достаточно успешно, потому что имеют внутреннюю мотивацию к обучению, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме. Кроме того, они более дисциплинированы за счет тесной работы с другими детьми в группах. Дети получают не только навыки и знания, но и учатся самообучения, привычке к самостоятельной работе. Во взрослой жизни эти умения им очень пригодятся. А разобраться во все этом им помогают наши монтессори-педагоги. "Помощь, которую должна оказать учительница, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним работают", говорила Мария Монтессори. Наши воспитатели показывают детям рациональный способ работы с материалом, даем образец действий, направленных на выявление свойств, заключенных в материале. А дальше дети работают с ним сами, развивая свою самостоятельность. Благодаря обучению по методике Монтессори, дети осознают, что ошибка позитивна и является жизненным опытом, поэтому терпимы к чужим ошибкам. Они умеют договариваться, принимают помощь, если сами не могут с чем-то справиться. Они не кичатся своими успехами, поэтому вызывают уважение у взрослых и сверстников. Они много умеют и хотят этим поделиться. Дети, которых мы обучили по системе Монтессори, не становятся сверходаренными и гениальными от этого. Они просто более самостоятельны и лучше приспособлены к жизни, что очень важно для того, чтобы добиться в жизни счастья. А ведь именно к этому стремиться человеческий род.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Роль театрализованных игр в развитии речи детей
Лаборатория (Из опыта работы)
Наглядное моделирование — эффективный метод при коррекции речевых нарушений с детьми дошкольного возраста
Проект "Тепло родного очага"
Развитие у детей среднего и старшего дошкольного возраста представлений о противоречиях в окружающем мире средствами ТРИЗ
Пособие для работы с родителями и детьми
| развитие | развитие ребенка | интеллектуально | интеллектуальный | способностей | развитие способностей | детей | дитя | методике | методика преподавания | монтессори | монтессори методика | специально | специальные | подготовленной | среде | окружающая среда | детский | детский сад | Страничка психолога | Развитие интеллектуальных способностей детей по методике М Монтессори в специально подготовленной среде Детский сад

Источник: http://50ds.ru/detsad/psiholog/7795-razvitie-intellektualnykh-sposobnostey-detey-po-metodike-m-montessori-v-spetsialno-podgotovlennoy-srede.html