Пеленки в народной культуре сравнивали с тканями (полотнами), которые использовали во время свадьбы или погребального обряда, и потому понятно особое отношение к процессу их изготовления и правил пользования. Контакт ребенка с пеленками (в том числе и другой детской одеждой) подразумевал "переход" к нему конкретных качеств, черт характера, болезней, неудач и др.

Повсеместно существовало правило, запрещающее беременной женщине готовить пеленки заранее. О пеленках для новорожденного должны были позаботиться свекровь или мать роженицы.

В момент рождения наши предки практически не использовали пеленки. Повивальная бабка заворачивали только что рожденное дитя в отцовскую рубаху или мамину юбку, чтобы сын любил и уважал родителей. Не брали одежду того из родителей, у кого был сложный, резкий характер. Иногда мальчика заворачивали в одежду матери, а девочку - в одежду отца, чтобы таким образом установились мир и спокойствие в семье. Считалось, что, если завернуть новорожденного ребенка в рубашку деда, он будет долго жить.

Пеленки шили из старой одежды или постельных принадлежностей. Если для пеленок брали старую одежду, то обязательно того члена семьи, чей характер и состояние здоровья не вызывали тревоги.

В заговорах на здоровье говорят, что "Сама Богородица пеленкой господней" охватывает (охраняет) новорожденного.

Для обряда крещения пеленки шили из новой, обязательно белой (светлой) ткани. Их украшали вышивкой, кружевами. Считалось, что "свивальник" (пояс, которым пеленали ребенка) должен быть красного цвета. В церкви крестная мать на протяжении всего обряда держала пеленки и свивальник, чтобы таким образом "одежда" крестника также была освещенной.

"Крестительные" пеленки и свивальник были надежным оберегом для младенца: их клали в люльку, брали с собой, когда выносили ребенка из дома.

Особое отношение было к ритуалу первого пеленания. Предполагали, если ребенок во время первого пеленания начнет кричать, то будет сердитым.

В течение первых 9 дней ребенка пеленала повивальная бабка.

Наши прабабушки считали, что тугое пеленание придаст стройность фигуре и будет способствовать росту ребенка.

С пеленками приходили женщины в "отведки". Пеленки были обязательным подарком для родителей ребенка.

Существовали строгие правила в отношении пеленок. Так, в течение 40 дней после рождения ребенка пеленки не выносили сушить на двор.

Стирать пеленки разрешалось только утром. Сушить пеленки также разрешалось только до захода солнца. Тот, кто оставлял пеленки на дворе после захода солнца, мог навлечь на ребенка неизлечимые болезни, он мог потерять сон, стать плаксивым.

Пеленки запрещалось использовать для других целей - в них можно было только пеленать детей.

Пеленки, в которых крестили ребенка, в повседневной жизни больше не использовали. Их гладили и прятали, чтобы использовать во время крещения будущего ребенка. Говорили, что дети, крещеные в одной одежде, будут дружить между собой и заботиться друг о друге.

Детские вещи (пеленки, игрушки и т.д.) до года запрещалось кому-либо отдавать или продавать. Категорически запрещалось сжигать детские вещи.

Если ребенок умирал, его хоронили в тех пеленках или в той одежде, в которой крестили. Повивальная бабка всегда носила с собой пеленки, чтобы быть наготове в самых непредсказуемых ситуациях. После смерти в гроб такой женщине обязательно клали пеленку, чтобы и на "том свете" она не забывала про свое ремесло.

Оксана Котович, Янка Крук. Газета "Звязда", www.zvyazda.mіnsk.by, март 2011 года.

Далее: "cчастье" в наследство.

Смотрите все статьи.

© УП «СВ КЛАСС» — белорусский производитель школьной мебели, 2002-2012.


Источник: http://sv-class.com/reading/nappies.php