5 марта, 2010 - 12:43 ~ Татьяна Михайловна

Эти занятия предназначены для проверки уже имеющегося навыка выделять первый звук, и умения отличать твердые звуки от мягких.
Давайте вспомним, как мы произносим мягкие звуки?
- Мы улыбаемся.
- Поиграем. Я буду говорить без звуков, а вы догадайтесь: мягкий или твердый звук я приготовилась произносить.
- А теперь Никита произнеси слово был. Протяни первый звук: он твердый или мягкий?
- БББыл. Твердый.
- А в слове бил?
- Б Б Б ил. Мягкий.
Игра: катаем мячик друг другу, я произношу первый звук твердо, а мальчики мягко.
Был – бил,
Мал – мял,
Сэр – сер, (зайчик был сер)
Ров – рёв,
Лук – люк.
Нос – нес
Тук- тюк
Мыл – мил
Рад – ряд
В следующий раз мы поменяемся ролями. Конечно, не все задания нужно давать сразу.

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 1

Сейчас возьмем наши брусочки и каждый выберет для себя один мягкий, другой твеодый.

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 2

А теперь рассмотрим игрушки, подержите их в руках, погладьте.
- Какие они?
- Мягкие.
- Да, все эти игрушки сшиты из меха и они очень мягкие.
- А резиновый мишка мягкий или твердый?
- Мягкий.
- Его можно поставить вместе с остальными?
-Да.
- Олег, поставь резинового медвежонка к остальным мягким игрушкам.
-Никита, скажи нам, что у них общего?
-Они все мягкие.
-А с какого звука начинаются названия этих игрушек? С твердого или мягкого? Мы сейчас и узнаем.

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 3

- Олег возьми маленького мягкого мышонка, а Никита – резинового медвежонка.
Никита, ты у нас старший, ты и начинай. Произнеси: мишка и мышка. Какое слово начинается с мягкого звука.

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 4

Никита тянет первый звук слова мышка.
- М-М-М-ышка. Твердый.
- Никита, у маленькой мягкой мышки слово начинается с мягкой буквы?
Мальчик недоверчиво смотрит на меня и еще раз произносит: «МММышка.
- Да.
- Молодец! А теперь – произнеси четко первый звук в слове мишка.
- М –М – М – ишка. Мягко.
Олег, может и ты попробуешь определить? (пока Никита произносил слова с выделением первого звука, Олег старательно все повторял).

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 5

Олег тоже справляется с заданием.

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 6

- Это щенок и цыпленок.
Попробуй определить первые звуки в словах: они мягкие или твердые?
Олег очень старается. Но пока не произносит.
- Посмотри на меня, я сейчас хочу произнести слово … Ты догадался какое?
- Поставь также губки, какое это слово?
- Щенок. А раз так улыбались губки, то это мягкий или твердый звук?
- Мягкий.
- Молодец.

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 7

Произнесите вместе слово щенок и смотрите друг на друга.
Аналогично выясняем первый звук в слове цыпленок. Это твердый звук.
Я специально подобрала провоцирующие игрушки: они все мягкие. Это позволяет мне выяснить на что ориентируются мальчики определяя мягкость или твердость первого звука.

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 8

На следующем занятии рассмотрим все твердые игрушки.

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 9

Исследуем слова КОТ и КИТ.
Дополнительный материал
4. Борис Заходер

Кит и Кот

В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ — огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
плывет по океану.
КИТ
Из блюдца есть сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину…
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
— Кис, кис! -
Он охотно
Спрыгнет вниз.
Каждый раз можно брать новый отрывок.
При чередовании стихов у детей не будет привыкания и узнавания по памяти. Таких стихотворений можно найти много.

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 10

ЧЕРЕПАХА и ЛОШАДЬ
(панцирь у черепахи уж очень ивердый).

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 11

На третьем занятии.
КОШКА и МЫШКА – обе игрушки твердые, оба первых звука твердые.

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 12

БАРАН и МЫШКА – обе игрушки мягкие, а первые звуки твердые.

 Мастер-класс, Педагогический опыт, Раннее развитие: МК. Как хорошо уметь читать. С чего начинать обучение.. Фото 13

Но каждое занятие начнем с разминки-игры:

1.

- Я в походе был. В барабан я

-бил.

- Волк в долине выл. Я веревки

- вил

- Малыш был очень мил. Он руки с мылом

- мыл.

(слова отличаются только первым звуком. Я произношу слово с твердым звуком, дети – с мягким или наоборот).

2.

Перед каждым мальчиком два брусочка –один «мягкий», второй – «твердый».

Из набора «тактильные ощущения»

Мы поговариваем стихотворение Игоря Мазнина «Почему молчат киты? (его первую часть).

И дотрагиваемся до «мягкого» или «твердого» брусочка.

Почему, почему

Говорят коровы — МУ, - твердый звук

Кошки — МЯУ, - мягкий

ГАВ — собаки, - твердый

Овцы — БЕ, - мягкий

Козы — ME, - мягкий

А киты — ни БЕ ни ME? - мягкие

3.

В. Берестов

Приятная встреча

Встретились Бяка и - мягкий

Бука.- - твердый

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака -

Молчали Бука и - - твердый

Бяка. - мягкий

И Бука - твердый

Думал со скукой:

"Чего он так смотрит - букой?" - твердый

А Бяка думал: - мягкий

"Однако

Какой он ужасный

Бяка..." - мягкий

( Слова БУКА и БЯКА я произношу медленно, чтобы дети успели проговорить и дотронуться до соответствующего бруска).

Аналогично проводЯтся занятия на выделение последнего звука по твердости- мягкости.

И третий тип занятий на определенный звук в середине слова.

4.

- Две С иницы прилетели на СоСну.

- КоС и коСа пока роСа

- Зайку бросила хоЗ [а] йка,

Под дождем остался Зайка.

- ЛюБа Бегает Босая (твердый, мягкий, твердый).

- Бегемот разинул рот,

Булки просит Бегемот. (мягкий, твердый, мягкий)

С. Маршак.

Детские и взрослые трудности звукового анализа.

Вот, что следует учитывать:

  1. Слова НОС и НЁС отличаются лишь первым звуком: в слове нос – звук твердый, а в слове нёс – мягкий. Вторые гласные звуки – одинаковые (О).
  2. Написание слова не всегда совпадает с произнесением.

Подбирая слова на ООО только взрослый может придумать слова ОКНО, ОСЕЛ и ОСИНА. Для ребенка это непонятно – он четко слышит вначале звук А.

  1. В конце слова БОЛЬ невозможно услышать «мягкий знак», а можно услышать мягкий согласный [Л ].
  2. В слове ВЕСТЬ нельзя услышать ни одного твердого звука, слышатся только мягкие звуки.
  3. Кстати, взрослым это трудно иногда понять, а надо слова ПРОИЗНОСИТЬ и СЛУШАТЬ.
  4. «В 4-5 лет практически всем нормальным детям становится доступен путь от звука к букве, к слиянию букв в слоги, а слоги в слова. Этот метод … гарантирует обучение всех детей» (стр, 43).
  5. «Разная скорость обучения по предлагаемой схеме, разное количество времени и усилий, которые затрачивают дети ( и соответственно родители) связаны прежде всего с добуквенным периодом обучения. Для некотрых детей звуковые игры оказываются легкими и кстественными,… а у некоторых звуковое чутье притеплено, а фонематический слух не сформировался «сам собой). Для одного ребенка ничего не стоит в ответ на папин ХХХОККЕЙ выпалить ХХХОДУЛИ, ХХХАРЧЕВНЯ, ХХХОДИКИ. Другой и не знает таких слов, а чтобы вынуть из памяти хоть одно словечко, ему необходима помшь.: «Вспомни, как называется нос у слона.
  6. Один ребенок с первого показа усваивает сам способ интонирования звуков в слове и наинает сам играть словами: «Ммммамочка, ммможно мммне фффоколодку? Другому требуются десятки образцов, чтобы научиться такому странному произнесению слов».

По книге «Чтение без принуждения», авторы кандидаты психологических наук Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман, научные сотрудники НИИ общее психологии и педагогической пихологии АПН СССР (в свое время).

Рецензент: Давыдов В.В. доктор психологических наук, действительный член АПН, профессор.

Когда начинать учиться читать?

Многие родители уверены, что и в четыре года поздно начинать обучение грамоте. Они настаивают на том, что ребёнку проще всего запомнить 33 буквенных значка в ту раннюю пору жизни, когда его память цепко запечатлевает сотни слов, когда он с необыкновенной лёгкостью узнает и осваивает новые предметы и свойства. И в самом деле, даже полуторагодовалое дитя зачастую мгновенно усваивает, что вот такую фигурку (0) зовут 0000, а вот такую (А) - ААА. Но чтение не рождается автоматически от знания алфавита.

Чтобы научиться действовать этими тридцатью тремя фигурками, ребёнку недостаточно знать их имена, так же, как для игры в шахматы недостаточно знать названия шахматных фигур.

Родители, естественно, должны удовлетворять и даже побуждать детское любопытство в любом возрасте. Но не забывайте, что знакомство с обликом и именем буквы необязательно должно быть первым шагом в обучении грамоте. Более того, начинать обучение грамоте с букв опасно так же, как давать в руки ребёнку любой предмет, с которым малыш ещё не умеет обращаться и может причинить себе вред (стр. 5-6)

Ответ нетерпеливому папе

- Сколько можно жужжать и мычать? Парню уже скоро пять лет, а ты его учишь, как младенца… Пора посадить ребенка за букварь! – папа выговаривает маме, застав очередное занитие звуковым анализом?

Хорошо знакомая картина. Ответ можно в этой и других аналогичных книгах, основанных на принципе обучения грамоте – разработан детским психологом Д.Э. Элькониным и признан в настоящее время.


Источник: http://stranamasterov.ru/node/55851