МАСЛИЧНАЯ ГОРА


Напротив входа в Храм, к востоку от городских стен Иерусалима находится Элеон, что в переводе значит Масличная гора, на иврите ар Зейтим – гора Оливок. Названа она так из-за обилия плантаций олив на склонах.
Традиционно именно на этой горе жил священник, заботившийся о красной телице. Напомним эту заповедь. В книге Чисел рассказывается о установлении жертвоприношения "красной телицы без порока, на которой не было ярма", пепел которой служил единственным средством очищения от ритуальной нечистоты. Поскольку чисто рыжие животные без пятен вообще всегда были большой редкостью, то найти такую телку (соответствующую к тому же всем требованиям кашерности, т.е. пригодности для жертвоприношения) и содержать ее так, чтобы с ней не случилось никаких, даже незначительных, травм и болезней, было должностью весьма важной и ответственной.
Через южный склон горы проходила дорога к Мертвому морю. По ней вели в пустыню козла отпущения. Позже здесь проходила основная (в обход Самарии и прибрежных районов, где жили недружественые племена) дорога паломников, идущих в Иерусалим. По ней, по всей видимости, Иосиф с Марией шли на перепись, по ней же и возвращались из Иерусалима, когда заметили, что пропал двенадцатилетний Иисус. Там же, с южной стороны, проходила граница уделов колен Иуды и Вениамина.
В самой южной части хребта Масличной горы есть возвышенность, которая называется горой Поругания. По преданию, на этом месте жены царя Соломона приносили жертвы идолам.
На восточном склоне горы расположены упомянутые в Евангелии поселки Вифания и Вифагия и могила праведного Лазаря, находящаяся в собственности мусульман.
Хотя Масличная гора возвышается за городскими стенами, поселки, расположенные на ее склонах, всегда входили в муниципальную черту Иерусалима. В них обычно останавливались паломники, приходившие в Иерусалим на три главных праздника – Пасху, Пятидесятницу и Суккот-Кущи. Как правило, одни и те же люди приходили из года в год, останавливались в одних и тех же домах. Было даже местечко, которое называлось Малой Галилеей, и некоторые толкователи считают, что по Воскресении Иисус отсылает учеников не на север страны, а в поселок на Масличной горе. Когда же, перед Своим торжественным входом в Иерусалим, Иисус посылает учеников за осленком, то Сам ждет снаружи, не входя в поселок. Войдя в поселок, Он тем самым вошел бы в Иерусалим, а Ему надлежало не входить пешком через предместья, а въезжать через ворота со стороны Масличной горы, ибо именно так еврейское предание всегда описывало приход Мессии.
На западном склоне Масличной горы издревле хоронили умерших, и очень многие стремились быть похороненными именно там, ради близости к долине Иосафата. В средние века в Европе даже существовало благотворительное общество по захоронению в долине Кедрона и на склонах Масличной горы. Почти на самом верху могилы двух пророков Израиля – Малахии и Аггея. Ниже расположено солдатское кладбище. Там же похоронены девятнадцать человек из погибших в уличных боях в Старом городе во время войны за Независимость.
На вершине горы находится капелла Вознесения. Первоначальное здание было построено в IV веке и не имело кровли. Церковь была разрушена персами в 614 г., восстановлена патриархом Модестом в 628 г. и перестроена крестоносцами в XII в. В 1187 г. Саладин превратил ее в мечеть, и это положение сохраняется до сих пор. Литургия там совершается только раз в году – в праздник. Внутри постройки ранее были два открытых фрагмента скалы с видимыми отпечатками ступней. Один остался на месте и открыт для поклонения в праздник Вознесения, когда открыта и сама капелла, второй же перенесен мусульманами в мечеть Аль-Акса и назван там отпечатком ноги пророка Мухаммеда.
Неподалеку от капеллы находится русский монастырь (РПЗЦ), выстроенный в XIX веке архимандритом Антонином (Капустиным) на фундаменте построек IV–VI вв., с сохранившимися греческими и армянскими мозаиками.
Ниже по западному склону расположены церкви "Патер ностер" (стены которой внутри и снаружи увешаны таблицами с текстом молитвы Господней на шестидесяти девяти языках) и "Доминус Флевит" – Слеза Господня, там, где Иисус оплакивал Иерусалим, с алтарем обращенным к западу – в сторону Иерусалима. При раскопках на этом месте было найдено кладбище времен Второго Храма и, в частности, значительное количество вторичных захоронений (т.е. гробиков, куда складывались кости, после того, как с них полностью сошла плоть). Интересно, что на многих из них видно явственное изображение креста. Исследователи предполагают, что это видоизмененное написание буквы "тав" – последней буквы ивритского алфавита, означающей конец, а в расширенном смысле – конец времен и будущий мир.
Внизу горы находится еще один монастырь РПЦЗ – Марии Магдалины и, у самого подножия, базилика мук Христовых или церковь Всех Наций. Рядом с ней сохранились остатки Гефсиманского сада.
У подножия горы Олив находились масличные прессы, на иврите "гат шманим", откуда и произошло греческое название места – Гефсимания. Здесь была огромная промышленная зона Иерусалима. Причем производилось масло не только пищевое и для светильников, но и для храмовых нужд. Последнее было очень дорогим, т.к. давилось не в прессе, а руками – чтобы не повредить косточки. При раскопках было обнаружено много прессов времен Второго Храма. Часть из них выставлена в саду. Остатки сада – это восемь невероятно древних олив, которые, по свидетельству ботаников, были обрезаны более тысячи раз, и чьи ветви до сих пор плодоносят. Возможно, именно под ними молился Иисус. Первая византийская базилика была построена в V в. и разрушена персами в 614 г. После крестоносцы восстановили ее в XII в. Современная церковь построена в 1919–1924 гг. архитектором Антонио Берлуччи на деньги данные двенадцатью государствами, почему и называется церковью Всех Наций.
Еще ниже – уже в долине – находятся гробница Марии, матери Иисуса, и церковь перводиакона Стефана, поставленная на месте его казни, за городскими воротами.

Между Масличной горой и стенами Иерусалима лежит долина Кедрона или долина Иосафата, которая в апокалиптических пророчествах имет такое же значение, как и гора Мегидо (ар Мегидо – Армагедон), находящаяся к западу от Изреельской долины. Пророк Иоиль в третьей главе своей книге говорит о последнем Суде над всеми народами, который произойдет именно здесь. Потому и стремились быть похороненными здесь – чтобы первыми явиться на суд (тем более, что по народным представлениям, мертвые будут пробираться на суд под землей). Здесь похоронены пророк Захария и Авессалом, сын царя Давида.
Второе название долины – по реке, ранее протекавшей здесь. Через этот поток когда-то перебирался царь Давид, спасаясь от своего мятежного сына Авессалома, через него же переходил и Иисус, направляясь в Гефсиманию – к Своему аресту.
На запад от долины Кедрона – на восточном склоне Храмовой горы – горы Мориа находится мусульманское кладбище. Во-первых, мусульмане в подражание еврейской традиции тоже стремились хоронить поближе к долине последнего Суда, а во вторых, они таким образом перекрыли дорогу пророку Илии, который должен явиться перед Мессией (и, соответственно, Самому Мессие). Пророк Илия (так же, как и Иоанн Предтеча) был коэном, священником, а это значит, что вход на кладбище ему был запрещен заповедью.

С юга от городских стен находится не менее известная долина Гееном – геенна огненная. Первоначально она была местом человеческих жертвоприношений. Когда Иерусалим стал еврейским городом, на этом месте была устроена мусорная свалка. Отсюда и образы геенны: червь – понятно, какая же помойка без них, скрежет зубовный – это шакалы, которые и сейчас любят рыться в помойках на окраинах города, огонь – санитарная мера. Но самое главное – это тьма. Кромешная, т.е. внешняя тьма. Находиться ночью вне городских стен было очень страшно, а геенна находилась вне городских стен, так же, как ад, чьим образом она являлась – вне мира Божьего.

ХРАМОВАЯ ГОРА

Духовным центром Иерусалима и всего Израиля (а многие века и всего мира) всегда была гора Мориа. Именно она была краеугольным камнем – центром мира при его творении (а рай Господь, сказано в Библии, насадил на востоке – на востоке именно от этой горы). Сюда пришли Авраам и Исаак, один – принести жертву, другой – быть принесенным. Здесь Иаков видел лестницу с земли на небо и ангелов нисходящих и восходящих по ней. Сюда царь Давид принес ковчег Завета, здесь его сын Соломон построил Храм, который многие века был единственным в мире храмом Истинного Бога и местом, которое Вездесущий Бог выбрал для Своего особенного присутствия.
Храм дважды разрушали. Первый раз – Навуходоносор, второй раз – Тит. В промежутке его осквернял Антиох Эпифан. Император Адриан построил на этом месте храм Юпитера. К сожалению, в Византийский период христиане слишком ревностно старались исполнить пророчества и устроили на месте Храма мусорную свалку. Мусульмане, всегда ревниво относящиеся к чужим святыням, выстроили здесь мечеть (к слову сказать, совершенно не мусульманской архитектуры), а позже привязали это место к легенде о вознесении Мухаммеда на небо (тут и пригодился перенесенный с Элеона отпечаток ступни). Во времена крестоносцев мечеть была превращена в церковь Храма Господня. Это и положило основание для ордена тамплиеров.
Все христианские святые места нам указаны традицией, а не текстом Писания, Евангельская топография весьма приблизительна. Но про Храмовую гору мы знаем точно: здесь Иисус проповедовал, здесь Он молился, здесь исцелял. Сюда приходил, исполняя Закон. Здесь же проповедовали, молились и исцеляли апостолы.
Существует два предания о том, почему сохранилась от всего Храма именно Западная стена. Еврейское предание гласит, что во время постройки Второго Храма Неемия поручил строительство каждого участка разным сословиям, и Западную стену строили бедняки. Христианское же предание утверждает (об этом пишет Ефрем Сирин), что Западная стена – это та самая стена, на которой стоял Иисус, будучи искушаем сатаной.
Что же касается Третьего Храма, то иудейская традиция говорит, что этот Храм не будет рукотворным, а спустится с неба. Мы понимаем, что речь идет о Небесном Иерусалиме…

ВИФЛЕЕМ, ХЕВРОН, НАЗАРЕТ

Три города, кроме Иерусалима, имеют для христиан духовное значение. Вифлеем, где Иисус родился, Назарет, где Он жил до тридцати лет и Хеврон – город Авраама.
Вифлеем. Бейт-Лехем, Дом Хлеба, город праматери Рахели. Здесь, на дороге, умерла она в родах, здесь, у дороги она похоронена. Предание говорит, что именно она, умершая так рано и похороненная вдали от всей семьи, имеет наибольшее дерзновение перед Богом заступаться за своих детей. Поэтому ее могила всегда была местом непрекращающегося паломничества и остается таким местом и сейчас, несмотря на опасность нахождения там.
Здесь, на полях около Вифлеема, произошли события, описанные в книге Руфь, и женщина, сознательно выбравшая Бога Израилева (Руф.1:16) стала не просто еврейкой и израильтянкой, здесь она стала бабушкой царя Давида и вошла (одна из немногих женщин) в родословие Христа.
Здесь родился, рос и был помазан на царство Давид.
Здесь же родился и Спаситель мира, и пали христианские мученики – вифлеемские младенцы, погибнув за Христа в буквальном смысле – вместо Него.
Хеврон, древняя столица Иудеи. Здесь находится общая святыня христиан и иудеев – пещера Махпела, место захоронения праотцов. Собственно говоря, город возник вокруг этой пещеры – на месте, где раскидывал свои шатры Авраам. Сейчас эта территория считается спорной между Израилем и ПА, хотя купчая, по которой эта земля принадлежит евреям, опубликована самым большим тиражом в мире (Быт.23). Существует предание, что пещера Махпела – пограничное место между нашим миром и миром духовнным, и неосторожное поведение там может привести к непредсказуемым результатам.
Здесь же, в Хевроне и место, где Авраам оказал гостеприимство ангелам и где он торговался с Богом, заступаясь за жителей Содома
В Евангелии Хеврон не упоминается. Иисус жил на севере в таком несерьезном городе, как Назарет и духовный центр сместился туда. Назарет очень удобен для жизни: там – большая редкость для Израиля – из горы бьет множество родников, но настоящее его заселение началось позже, когда после разрушения Храма и Иерусалима синедрион перебрался на север в соседний город – Ципори.
Но прежде всего Назарет – это город Благовещения, город, где началась новая история человечества.
Еврейское название города Нацерет происходит от глагола линцор – охранять. Вероятно, что в древности там была одна из многочисленных сторожевых башен вечно воюющего Израиля. Примечательно другое – на иврите христиане называются ноцрим, т.е. последователями нацеретского равви. Но это же слово означает стражей, хранителей, т.е. христиане в Израиле несут еще какую-то дополнительную духовную функцию.


ФАВОР

Поговорим о еще одной нашей горе – Фаворе, или, как это звучит на всех языках, кроме русского – Таворе. Впервые эта гора упоминается в книге Иисуса Навина, как граница между уделами колен Завулона, Иссахара и Неффалима.
Веками на вершине Фавора зажигали костры, которые оповещали о начале месяца, о наступлении праздников, о надвигающейся опасности
Слава же к горе пришла в XII в. до н.э. В еврейской традиции Фавор связан прежде всего с проповедью пророчицы Деборы и победой Варака над войском Сисары (Суд.4), одной из славнейших в богатой войнами и победами еврейской истории. На эту победу ссылается и пророк Осия. Упоминается Фавор и в псалмах, а в книге пророка Иеремии Фавором клянется Господь (46:18).
Еврейские мудрецы говорят, что в далеком прошлом гора Фавор просила Господа, чтобы на ней Моисей получил Скрижали Завета, и что после конца дней на Фавор опустится Небесный Иерусалим. Арабы ее называют Джабал ат-Тур, что значит Гора, просто гора, как они называют все особо почитаемые горы, в том числе и Синай.
Военная история Фавора не окончилась с победой Сисары. Во время восстания против римлян Фавор имел большое стратегическое значение. В 53 г. тяжелая битва между войсками евреев и римлян закончилась победой евреев. Однако спустя 13 лет еврейские войска были разбиты у подножия горы. Вот что рассказывает Иосиф Флавий в четвертой книге "Иудейской войны":
"Веспасиан меж тем, как побочное дело, предпринял поход против гарнизона на горе Итавирион (т.е. Фавор), лежащей посредине между Болыпой равниной и Скифополисом. Она подымается на высоту 30 стадий (588 м) и едва досягаема с северной стороны; на ее вершине расстилается равнина на 26 стадий, вся занятая укреплениями. Объемистую обводную стену Иосиф (Флавий имеет в виду себя) построил в 40 дней, в течение которых ему все необходимое, а также вода доставлялись снизу, так как наверху нет иной воды, кроме дождевой. Так как здесь сосредоточилась огромная толпа иудеев, то Веспасиан послал против них Плацида с 600 всадниками. Подняться на гору ему было невозможно. Ввиду этого он манил их к себе вниз обещанием мира и прощения. Они действительно пришли, но с тем, чтобы и ему подставить ловушку. Плацид только потому и завязал с ними мирные переговоры, чтобы завладеть ими в открытом поле, а они делали вид, что предаются добровольно - тоже с целью неожиданно напасть на него. Победила, однако, хитрость Плацида. Как только иудеи пустили в дело оружие, он для вида обратился в бегство и увлек за собой преследующих далеко в поле; здесь же он обратил на них всадников, большую часть уничтожил, а остальной массе отрезал путь на гору. Они покинули Итавирион и бежали в Иерусалим. Собственно же население горы, страдавшее уже от недостатка воды, передало себя вместе с горой в руки Плацида."
Еще одно поражение здесь евреи потерпели от римлян во время восстания Бар-Кохбы. Последние защитники крепости были распяты на крестах
В Евангелии Фавор не называется, но упоминание о нем есть в сохранившихся фрагментах апокрифического Евангелия Евреев. Фавор, как гору Преображения первые индетифицируют Ориген и Кирилл Иерусалимский.
Есть несколько версий датировки события Преображения. По одной из них Преображение происходило осенью во время праздника Суккот, Кущей, с чем и были связаны известные слова Петра. Кроме того в еврейской традиции праздник Суккот связан с двумя вещами: схождением Славы Божией в виде облака и явлением древних праведников. То и другое увидели апостолы на Фаворе.
В IV веке на горе был построен первый храм в честь Преображения, состоящий из трех базилик, посвященных, соответственно, Иисусу, Моисею и Илии.
С VII века снова начинается военная история горы. В 614 г. храм был разрушен персами. В 1099 г. король крестоносцев Танкред, отстроив остатки древней крепости, основал здесь бенедектинский монастырь. В 1113 г. этот монастырь был сожжен сарацинами и отстроен заново, но уже с серьезными оборонительными сооружениями, так, что выдержал в 1183 г. осаду войсками Саладина. После отступления крестоносцев монастырь был в 1202 г. осажден и в 1212 г. разрушен. Восстановлен францисканцами только в 1531 г.
В 1921-1925 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуччи францисканцы построили новую базилику. Она спроектирована по образцу византийской церкви возле Антиохии в Сирии, которая в свою очередь была скопирована с церкви на горе Фавор.
В середине XIX в. на Фаворе поселился иеромонах Иринарх, ученик Паисия Величковского. Бродя среди развалин, он увидел полукруглые основания алтарных аспид, поставил на них каменный стол и совершал первые богослужения. Слух о нем разнесся очень быстро. Его называли Божьим человкеом, о его праведности ходили легенды, а подвиг веры побудил несколько зажиточных семей дать деньги на постройку православной греческой церкви. Их примеру последовали греческий иерусалимский патриарх и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В основном постройка церкви и монастыря закончилась в 70-е годы XIX в. Окончательный вид церковь приобрела в 1911 г. Она трехпрестольная, один – центральный престол посвящен Преображению, два боковых – Моисею и Илье.
У подножия же горы мира не было еще долго. До создания государства Израиль там разбойничали бедуины и только в июле 1948 г. дивизия Голани обратила их в бегство, и они ушли в Сирию и Иорданию. Лишь небольшая часть осталась у подножия горы в деревне Дабурия (в память о пророчице Деборе), связав свою судьбу с еврейским государством, и даже стала служить в Армии Обороны Израиля.
В Дабурии отмечено место, где оставались девять апостолов, когда Иисус взошел на гору и где, сойдя с нее, Он исцелил бесноватого юношу, чего не могли сделать ученики.
Когда-то здесь стояла византийская церковь, построенная, по преданию, царицей Еленой в честь девяти апостолов. Позже ее превратили в мечеть. А сегодня на ее месте построена католическая церковь.


Источник: http://www.jerusalemsummit.org/rus/sukot_eh.php